Краевые молодежные выставки 2014, 2015, 2017 годы.
Биеннале «Серебряная волна» 2016 г.
Выставка преподавателей ДШИ №7 «Грани» 2016 г.
Если говорить про путь и с самого начала, то в раннем детстве я рисовать ненавидела. Так вышло, причин не помню, но помню, что была очень критична к своему творчеству, даже детсадовскому. Знаете, эти задания типа «Портрет мамы» и т.п. Так вот, я даже сейчас помню, как меня, в возрасте пяти лет, поглотила тоска от того, что я смотрю на чистый лист бумаги и не знаю, с чего начать. Многие себя узнали, правда? Взрослые художники вам скажут, что страх чистого листа —это вообще явление нормальное, его даже Ван Гог в своих письмах к брату Тео описывал— по возможности найдите и почитайте, замечательная книга, — но я тогда среди взрослых не числилась и Ван Гога не знала.
Так вот, я сижу и не знаю, что делать, зато моя соседка по столику уже всю маму нарисовала, да еще в таком красивом платье и в таких туфлях с помпонами... Понимаете меня, да? Возможно, если бы не этот вундеркинд рядом, мне было бы легче осознавать свое несовершенство, но так неуверенность в себе лишь усилилась и рисовать я не стала. Совсем. Напоминаю, в пять лет! Пабло Пикассо говорил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобиться жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок». Конечно, гений говорил не о результате, а об отношении к творчеству. Дети ведь, как правило, вопрос «красиво или некрасиво?» не ставят совсем. Потому что все красиво. Априори и говорить не о чем. У них вообще до определенного момента понятия «не получилось» не существует. И поэтому они не боятся и действительно получают удовольствие от рисования.
Но существуют неправильные дети, которые такого удовольствия лишаются еще до школы. И часто вплоть до взросления, а иногда навсегда. Но мне повезло. Спасли учителя. Учительница рисования в начальной школе, Валентина Ивановна (фамилии не помню, к сожалению, а сама история, как я попала к ней в кружок рисования тоже забавная, но ее можно опустить, чтобы не утомить вас, захотите — спросите, а я расскажу), затем, уже будучи в старших классах, училась у Резниченко Вячеслава Константиновича в детской художественной школе, очень замечательной, кстати, которая раньше была на ул. Запарина, но уютный дом пришел в упадок, здание признали аварийным, а новое помещение никто не предоставил.
Когда пришло время выбирать путь после окончания школы, в голове одна мысль крутилась: «хочу рисовать». Никаких контрольных вопросов типа «а на что жить будешь?» и близко в воздухе не витало. А знаете, это потому, что мне в жизни везло как минимум дважды: во-первых, с учителями (и позднее, в универе, тоже), а во-вторых (только потому, что я о них заговариваю позже) — с родителями. Потому что они мне никаких контрольных вопросов типа «а на что жить будешь?» тоже не задавали. Более того, долгое время даже после университета, они были для меня теми, кем был брат Тео для Винсента. Не просто меня обеспечивали материально, а поддерживали меня и дали сделать выбор в пользу любимого дела. А не мне вам рассказывать, что в мире это большая редкость. Если задуматься, даже слишком большая...Что касается обучения в вузе, скажу только, что это были самые счастливые, наверное, пять лет в моей жизни: беззаботное время в правильной среде и любимое занятие, постоянный рост, пару раз даже заграницу смоталась. Спустя год после выпуска были еще годичные курсы профильной переподготовки на базе того же университета, что тоже было здорово, но там еще была основная работа, а вы сами знаете, как работа отвлекает от любимых дел, что там говорить...
В третий раз мне повезло уже в 2015 году, когда я оказалась в Москве. На самом деле я там была и до того, но в детстве, и кроме зоопарка и Макдональдса меня мало что интересовало. Но в этот раз все было иначе: я ехала смотреть картину. Всего одну. «Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога. Вы же наверняка слышали, что при жизни он продал всего одно полотно? Да, это оно и есть. И находится картина в экспозиции Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (будете в Москве — идите обязательно!). И вот, значит, этот день, мы отстояли километровую очередь, разумеется (самое интересное, что именно эта картина находится не в главном корпусе музея, а в том, что через дорогу и туда очереди почти никогда нет, но я в тот момент этого не знала и хорошо), наконец заходим. И в тот день меня не стало. Прежней меня. Потому что все то, что я прежде видела на страницах книг или на лекциях по истории искусств, все, что прежде было безликим, начало обретать форму и вес, начало оседать у меня в голове. Мы все время меняемся, внешняя среда влияет на наш внутренний мир, внутренний мир посылает энергию вовне, и так постоянно. Но чаще всего мы не чувствует перемен сразу в этот же миг. А случается, что с нами происходит что-то такое, и мы четко осознаем, что прежними уже не будем. В тот день, когда я, наконец, дошла до «Виноградников» было так. После были другие музеи и экспозиции и все они были прекрасны, но то было первое впечатление, а оно навсегда остается самым ярким. И это была моя точка невозврата.
С тех пор случалось всякое: то я почему-то начала искать себя в дизайне и крупно разочаровалась в этом деле, то был период застоя и апатии, но сейчас меня утешает то, что я так и не отступила. То есть, даже когда что-либо происходило не так, как мне казалось оно должно происходить, и я оставляла карандаш, и бывало надолго, что-то меня всегда возвращало к творчеству. Снова и снова. И сегодня я все еще надеюсь, что стою в самом начале пути.
В заключение пару слов о вдохновении. Меня вдохновляют книги и ученики. Что касается книг — в основном про художников, написанные художниками. Иногда с книгами я знакомлюсь раньше, чем с картинами, а потому люблю всех заранее, до первой встречи. Иногда я люблю истории художников даже больше, чем их картины. Почитайте книгу К. Коровина «Моя жизнь» и мне кажется, вы, как и я, полюбите и самого Коровина, и Серова, и Врубеля, даже если их картины видели только в книжках. А еще до недавнего времени в нашем городе жил и творил замечательный художник и глубокий человек Александр Петрович Лепетухин, в 2016 году его не стало, но в том же году он успел издать книгу-сборник про художников города Хабаровска, многие из которых еще живут и работают здесь и сейчас. Книга называется «Вчера, сегодня, всегда». А что касается вдохновляющих учеников — им единственным, наверное, действительно надо, чтобы их учитель умел рисовать. Ради них и приходится браться за кисть, даже когда хочется лечь и поспать. И за это им большое спасибо.
Дальневосточный государственный гуманитарный университет (сейчас Педагогический институт Тихоокеанского гуманитарного университета). Факультет искусств, рекламы и дизайна. Окончила в 2013 году. Квалификация: учитель изобразительного искусства. Диплом красный.
Краевые молодежные выставки 2014, 2015, 2017 годы.
Биеннале «Серебряная волна» 2016 г.
Выставка преподавателей ДШИ №7 «Грани» 2016 г.
Для новых учеников первое занятие во взрослой регулярной группе — Бесплатно!
Подробнее