Для старта и разгона я бы посоветовала простой карандаш и самый обыкновенный блокнот. Потому что это просто и легко, материалы не занимают много места и могут быть всегда под рукой, а это хороший стимул рисовать чаще. Когда появляется целый пенал с разными маркерами, линерами, ручками, становится интереснее, и появляется выбор: хочу нарисовать это тонкими длинными линиями или непредсказуемо запутанными, тут вот фактурка просится, а здесь цвет. А для появления этого выбора я могу вам дать несколько советов.

Начнем с блокнотов! Первое, на что стоит обратить внимание — склеен он или сшит? Склейка бывает хорошей, листы не выпадут за первую неделю, но все равно залом при перевороте страницы никуда не деть; сшитые хорошо раскладываются на развороты и держатся. Блокнот на пружине — тоже достаточно удобный вариант, особенно если у него есть плотная подложка из картона с обратной стороны.

Формат блокнота тоже важен, в дорогу берите поменьше и потоньше, можно даже специально завести себе отдельный маленький блокнотик для путешествий и записывать интересное, важное, сохранять там билетики, заполнять его рисунками — это будет ваш мини-тревелбук. Для домашней практики формат блокнота может быть любой, с листами под определенную технику: акварельные, под маркеры, акрил, тушь, смешанные техники. Вариантов в продаже есть великое множество, Можно самостоятельно сделать себе скетчбук (например, тут подробно можно наблюдать процесс ), смешать там листы, использовать тонированную, фактурную, черную бумагу: будет своеобразное поле для эксперимента и практики.

Плотность листов имеет значение: чем плотнее, тем лучше. Бумага типа «Снегурочка» (80 гр/м2) хорошо подходит только для рисования карандашом, ручкой, маркеры на такой протекают и пачкают нижние листы. Для маркеров лучше сразу брать специальную бумагу с пропиткой, препятствующей впитыванию излишних чернил, на ней уменьшается расход маркеров, хорошо держится контур, получается более равномерное нанесение и мягкий переход цвета. Цвет на маркерной бумаге более насыщенный, оттенки не бледнеют и не сереют. Акварельные альбомы выбирайте с плотностью минимум 200 гр/м2, так как тонкие листы от воды начинают загибаться и внешний вид рисунка теряется.

Теперь поговорим про состав вашего пенала. Карандаш в походном варианте удобен механический, его не надо точить, и еще один 3В — навести тени и фактуры. В (2В, 3В, 4В...) — это степень мягкости карандаша, обычно это обозначение пишется на нем. Стирательную резинку выбирайте мягкую или возьмите клячку, это мой фаворит вкупе с механическим карандашом, она не оставляет шелухи, просто впитывает в себя графит.

Линер или рапидограф — это капиллярная ручка, наполненная тушью и в оригинале с иглой внутри для постоянной подачи цвета, линер может быть разовым или заправляемым. Чаще всего они заполнены пигментными чернилами, которые не размываются водой, и их можно использовать для скетчей под акварель. Толщина бывает разной (0.05; 0,2...1) на любителя и под определенную задачу. Чтобы в линере кончились чернила, нужно сильно постараться, они служат долго и исправно, в отличие от гелевых ручек делают четкую, равномерную линию и не смазываются.

Брашпен, или ручка-кисть, бывает с наконечником в форме кисточки с отдельными волосками (обычно синтетическими), или имеет гибкий конусообразный наконечник фломастера. Первоначально они появились как инструмент для каллиграфии, но поселились в пеналах художников из-за красивой линии и эффектного штриха. Koi — хорошая мягкая кисть, в наличии многообразие цветов. Faber Castell быстро выходит из строя, Pigma brash хорошего качества, имеет черный насыщенный цвет. Маркеры-кисточки дольше работают, чаще могут заправляться и давать тончайшую линию. Вообще, японские и корейские производители радуют качеством маркеров, фломастеров и прочего.

Разноцветные линеры Stabilo: их можно завести в наборе сколько угодно, в зависимости от ваших потребностей, они продаются почти в каждом канцелярском магазине и по ощущениям какие-то вечные. Маркеры TOUCH, Winsor&Newton, Sketсhmarker, Copic: все по своему хороши, среди них есть и заправляемые, тут можно ориентироваться на свой вкус и кошелек. Для основного набора могу порекомендовать два-три серых оттенка, темно-коричневый, оливковый, светло бежевый, голубой. Здесь можно посмотреть обзор основных фирм, производящих маркеры. У магазина «Передвижник» тоже есть хороший обзор и видео с выкрасами.

Белая гелевая ручка — палочка-выручалочка и незаменимый инструмент для рисования по тонированной бумаге и окрашенным поверхностям, по акварели или маркерам. Корректор — им можно и ошибки исправлять, и использовать как самостоятельный инструмент для рисования. Поверх он может тонироваться цветными карандашами или маркером. Черный маркер тоже пригодится, обычно у меня их два: один тонкий для деталей, букв, другой толстый — заливать поверхности, тени, крупные пятна.

Дополните набор парочкой простых детских фломастеров и маленькой коробочкой акварели с основными цветами: охра, индиго, умбра, кармин, кадмий желтый, церулеум, оливковый. Хорошо, когда в коробочке есть и палитра. К краскам понадобится небольшая синтетическая кисточка на все случаи жизни.