В жизни мне попался замечательный преподаватель — Александр Петрович Лепетухин. В университете он учил нас постоянно экспериментировать, смешивать краски, пробовать новое. С тех пор у меня осталась глубокая любовь к эксперименту.

Тонкие лессирующие способности, многообразие цветовой палитры, быстрое высыхание и доступность — основные качества акварели. Давайте рассмотрим, с какими материалами ее можно сочетать в работе.

Акварельные карандаши

1. Такими карандашами можно сделать на бумаге предварительный рисунок. Когда сверху ляжет краска, они мягко будут размываться водой. Подбирая цвет карандаша под краску, можно замаскировать предварительный рисунок или совершенно его размыть за ненадобностью. Можно специально грубо заштриховать и сделать заливку краской — рисунок будет хорошо виден. По сухой бумаге получаются эффекты тонировки, штриховки и проработки мелких деталей. Если что-то пошло не так, всегда можно размыть водой и попробовать снова.

2. Второй вариант — поработать карандашами по влажной бумаге. Тут надо обратить внимание на влажность бумаги: чем больше воды, тем мягче края у карандашной линии. В этом варианте хорошо подходят чернильные карандаши, они дают более яркий цвет.

Акрил

1. Акрил образует водонепроницаемую пленку после высыхания, поэтому поверх акрила работать акварелью не получится. Зато есть интересный эффект белого акрилового грунта: на него акварель ложится с эффектом выбеления. Этот прием можно использовать для создания текстур, бумагу выбирать при этом желательно фактурную.

2. Акрилом можно смело работать поверх акварели, в густом виде он полностью перекрывает основу, а в разбавленном делает прозрачные лессировки и тонирует.

3. Акрил можно вводить в акварель во время работы на влажной бумаге. Краска густая и дает приятные разводы с мягким краем. При высыхании может стать матовой, поэтому лучше провести этот эксперимент на отдельном листе, а не сразу на работе. Желательно использовать для акрила отдельные кисти и хорошо промывать их после работы. 

4. Замечательный материал для декоративных работ — акриловые контуры. Наносить можно и на белый лист, и поработать уже по тонированной основе. Точки, орнаменты. полосочки удобно делать контуром с тонким кончиком.

Гуашь

1. Гуашь — водорастворимая плотная краска. Можно использовать смеси гуаши и акварели, при этом акварель полностью принимает свойства гуаши: высыхает матовым слегка белесым цветом. Гуашью можно работать поверх акварели, она полностью перекроет основу. Этот эффект пригодится для того, чтобы прописать детали, перекрыть неудачные места, сделать эффект сухой кисти.

2. Гуашь сверху хорошо покрывается пастелью, получается приятная бархатистая поверхность.

Пастель

1. Пастель хорошо покрывает акварельные подложки, красиво тонирует, делает мягкие эффекты перехода одного цвета в другой. Красивые эффекты получаются от контрастного перекрытия по тону: например, на темный фон можно положить светлые штрихи пастелью. Или сделать контрастное перекрытие по цвету: на красный фон зеленые штрихи, сверху закрепить лаком для прочности.

Тушь

1. Тушью можно работать вместе с акварелью: они разбавляются водой и хорошо смешиваются. Можно поэкспериментировать с цветной тушью, она дает яркий цвет и красиво расплывается.

2. Поверх готовой работы акварелью тушь ложится отлично, здесь есть поле для экспериментов в области графики: штрихи, черточки, орнаменты…

Масляная пастель

1. Масляная пастель не размывается водой и резервирует бумагу. В эксперименте с акварельной бумагой можно попробовать создать рыхлую структуру, сделать штрихи и сверху покрыть акварелью.

2. Поверх акварельной тонировки можно в технике «сграффито» покрыть бумагу масляной пастелью и процарапать рисунок до акварели деревянной палочкой.

Маркеры

1. Маркер легко ложится на акварель, дает точные линии для прорисовки деталей. Попробуйте использовать в работах тонирующие маркеры светлых оттенков: серый, сепия, нежно-голубой. Для получения белого цвета можно использовать корректор.

Все перечисленные способы можно комбинировать. Например, попробовать многослойную технику: сделать заливку акварелью, сверху добавить пастель, закрепить лаком для волос и добавить масляной пастели. Получится многоцветная работа с легким блеском. Вариантов сочетаний очень много, мы перечислили лишь некоторые из них, поэтому смело используйте разные комбинации.

Любой эксперимент открывает двери воображению. Пробуйте! И у вас обязательно получится сделать эффектную работу и найти любимую технику.