1. Виды изобразительного искусства (21 апреля)
Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы – все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек: классическое и современное изобразительное искусство поражает нас и заставляет задуматься. Творения человека окружают нас всюду, поэтому полезно разбираться в этом вопросе. Изобразительное искусство является пространственным, то есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.
До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие. На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров: живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
2. Жанры изобразительного искусства (23 апреля)
Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или сюжет из жизни. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства. Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму – связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа. Жанры – это формы отображения жизни в изобразительном искусстве, и они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор, о них мы и поговорим на лекции.
3. Искусство Древней Греции: архитектура (28 апреля)
Именно в Греции здесь зародились основы современной архитектуры. Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством и гармонией своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей и несомой частей. Используемая стоечно-балочная конструкция достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных архитектурных элементов. Основными при этом является подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном. С развитием стиля устанавливается соразмерность частей и целого, соответствующие пропорции и композиционный ритм, совершенствуются формы, и греческая классика достигает своей вершины. Возникает ордерная система: в Греции использовались дорический, ионический и коринфский ордера. После лекции все эти слова станут для вас знакомыми и понятными, и вы легко будете ориентироваться в ордерной системе Греции.
4. Искусство Древней Греции: скульптура, живопись (30 апреля)
Греческая скульптура — одно из высочайших достижений античной культуры, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Главным делом древнегреческих скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх. В верованиях греков боги походили на обыкновенных людей: как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнаженными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.
Греческие скульпторы не пытались выразить на лицах статуй какие-либо чувства или переживания, скульптуры прекрасны, но немного холодны. Их целью было показать совершенную телесную красоту, поэтому мы любуемся даже теми изваяниями, которые в течение времени были сильно повреждены: некоторые даже утратили головы. Мирон, Фидий, Пракситель, Лисипп, Скопас — талантливые греческие мастера-скульпторы, давшие миру произведения, вызывающие восхищение многих поколений.
5. Искусство Древнего Рима: архитектура (12 мая)
В I тысячелетии до н.э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счёт соседних народов. Во времена расцвета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли: как в Европе, так и в Азии и в Африке. Для управления таким необъятным государством требовались строгие законы и сильное войско. Искусство, в особенности архитектура, тоже было призвано показывать всему миру незыблемую мощь государственной власти. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике! Пантеон, Колизей, Триумфальные арки и знаменитые термы — великолепная иллюстрация этих достижений.
6. Искусство Древнего Рима: скульптура, живопись (14 мая)
Римские юноши мечтали о военной карьере; занятия искусством были предоставлены покоренным народам, особенно грекам. Целыми кораблями вывозились из Греции скульптуры в столицу империи. Когда запасы иссякли, их стали копировать. Благодаря римским копиям мы знаем многие произведения, оригиналы которых исчезли. Тем не менее, римская скульптура знала две самостоятельные области, где она достигла высокого уровня. Это скульптурные портреты и исторические рельефы. Римляне почитали предков, в богатых домах в определенном месте хранились их портреты. Они должны были точно и правдиво донести до потомков образ их прародителей. Сооружались в Римской Империи многочисленные памятники. На их рельефах запечатлевали важные исторические события, особенно победоносные сражения.
В 79 г. под пеплом Везувия был погребён город Помпеи, с XVIII в. там идут раскопки. Стены раскопанных домов дают прекрасную возможность познакомиться с древнеримской живописью. В ту пору художники научились передавать глубину пространства в перспективе. С большим рвением это новое умение стали применять в стенных росписях, создавая иллюзию перехода в смежные помещения, пейзажи, фантастические архитектурные сооружения. В помпейских росписях охотно употребляли огненно-красный цвет. Полы украшались мозаиками — картинами, выложенными из цветных камушков и стеклышек.
7. Раннехристианское искусство: архитектура (19 мая)
В начале нашей эры в восточной части Римской империи, в Передней Азии, возникло новое вероучение — христианство. Оно очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I в. проникает в столицу Римской империи. После признания христианства миланским эдиктом 313 г. и в связи с большими изменениями в общественных и хозяйственных отношениях возникает раннехристианская архитектура (прежде всего при строительстве церквей). За образец были взяты римские судебные и торговые здания — базилики. Раннехристианская базилика — это продолговатое здание, вытянутое в длину всегда с запада на восток. Два ряда соединенных арками колонн разделяли церковь в длину на три части, так называемые нефы. Средний неф был шире и заметно выше боковых, и в его верхней части находились окна. Эта верхняя залитая светом часть и является важнейшим признаком базилики.
Немного иным было развитие в восточной области — Византии. Строители восточных областей были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные сооружения и пробовали различные способы возведения сводов. Вершиной развития системы сводчатых перекрытий является храм святой Софии в Константинополе.Это сооружение своими размерами и роскошью должно было превзойти все известные сооружения того периода. И это его создателям удалось в полной мере. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.
8. Искусство Средних веков. Погружение (21 мая)
Эпоху, наступившую после падения последнего императора Западной Римской империи в 476 г. называют Средними веками, или эпохой Средневековья. Она продолжалась более тысячи лет. Ранее средневековье в Западной Европе было временем войн и смут. Произошло великое переселение народов: в пределы бывшей Римской империи вторгались с севера многочисленные народы , находившиеся на сравнительно низком уровне культурного развития. Римляне называли их варварами. Нанеся смертельный удар, они начали грабить и разрушать памятники античного искусства. В то же время они переняли у римлян христианскую веру, и это позволило спасти античную культуру от полного уничтожения. На лекции мы познакомимся с жизнью и бытом этой необычной и загадочной эпохи. Жизнь человека в Средние века была, по сути, сплошным испытанием на выносливость, хотя люди врядли отдавали себе в этом отчет, ибо они (большая часть) жили, не зная и даже не предполагая иной реальности.
9. Романское искусство, готика (26 мая)
Потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Начиная с X в. можно говорить о так называемом романском искусстве. В то время самой богатой и влиятельной системой была христианская церковь во главе с римским папой. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, просто не было. Романский стиль выражен наиболее чётко в зодчестве. Появляются первые романские постройки, они имеют характерную кладку из наибольших грубо отесанных камней, массивные толстые каменные стены с небольшими окнами; окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период. Для поддержки такой массы камня нужны были очень крепкие колонны, часто их замещали мощные столбы — пилоны. Нефы были перекрыты тяжелыми коробовыми сводами. Строители того времени, подобно римлянам, умели выводить арки и своды, но кроме этого они создали совершенно самобытный архитектурный стиль.
Вторым великим стилем средневековья была готика. Готическую церковь сразу можно узнать по стрельчатым (заострённым кверху) арками окон, дверных проёмов. Церкви больше не похожи на крепости, они легко возносятся к небу своими стройными башнями, будто они вовсе не из камня. Огромные окна из цветных стёкол (витражи) занимают столько места, что почти не остаётся стен. Столбы, нервюры, контрфорсы и аркбутаны образуют гигантский «скелет», который мог бы прочно стоять сам по себе. Кажется, что этот каркас напряжен подобно луку ― в нем не осталось и следа от романской тяжеловесности.
10. Эпоха Возрождения. Погружение (28 мая)
Начало XV в. ознаменовано большими изменениями в искусстве Италии. Они были обусловлены экономическими и общественными причинами: торговля со странами Востока, возникновение промышленности, развитие банковского дела позволили сосредоточить в городах Италии огромные богатства. Удачливые купцы, предприниматели и банкиры, сколотившие за короткое время большие состояния благодаря своей предприимчивости, обретали уверенность в себе и чувство собственной значимости. Они увидели, что в обществе жизнь развивается не по «божественному установлению», как считалось в предшествующие века, и что человек может многого добиться собственными силами. Отсюда взяла своё начало вера в человека, в силу его разума, в его творческие возможности, а вслед за этим возник интерес ко всему земному: и к человеку, и к окружающей его природе. Этот интерес способствовал развитию научных занятий и в то же время ослабил путы религии.
Изменившееся отношение к жизни повлекло за собой потребность в новом искусстве. В начале XV в. в Италии, где наследие античности никогда полностью не исчезало, возникает новое явление в искусстве — ренессанс, в более узком смысле слова — возрождение античного искусства. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. В благоприятной для искусства атмосфере расцвели многие замечательные дарования. В отличие от средневековых художников их имена хорошо известны. Особенно стали ценить личную неповторимость художника, многие были одновременно и учеными. Художники Возрождения хотели сделать картину «окном в мир».
11. Эпоха Возрождения: живопись (2 июня)
Эпоха Возрождения обновила искусство живописи. Живописцы обратились к природе, научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные чувства. Первым мастером раннего Возрождения считается Мазаччо: в его фресках достигнута невиданная ранее сила выражения человеческих чувств. Сандро Боттичелли — мастер изображения нежных мадонн. И великие мастера, чьё творчество отражает во всей полноте эту замечательную эпоху — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
12. Эпоха Возрождения: скульптура (4 июня)
В эпоху Возрождения скульптура отделилась от архитектуры; статуи стали размещать в залах, во дворах и на площадях так, чтобы их можно было рассматривать со всех сторон. Изображали обычно доблестных и отважных людей; из Библии и легенд выбирали таких персонажей, которые напоминали уверенных в себе, предприимчивых людей Возрождения. Между античной скульптурой и скульптурой возрождения есть много общего: формы снова близки к реальности, снова высоко ценится красота обнаженного тела. Скульптура Донаттело «Давид» — первая статуя после тысячелетнего перерыва, изображающая обнаженного человека. Совсем другой Давид у Микеланджело, он куда более могуч и даже грозен.
13. Барокко. Погружение (9 июня)
В конце XVI в. в Италии возник новый стиль — барокко. Это название проще всего объяснить с помощью слова «необычное». Яркость чувств, порывистость этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей и поражают зрителя. Взволнованность и впечатляющую силу искусства барокко стремились использовать в своих интересах римско-католическая церковь для укрепления веры в народе. Это искусство поддерживали и правители, которые видели в нем средство, чтобы показать своё могущество и власть. В конце концов, барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют «испанским стилем». Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве. Плоскость стены дробилась и изгибалась, украшения создавали игру света и тени, сильные контрасты выступающих вперёд и уходящих в глубину частей, волнообразные линии фасадов и планов. Закруглённые пространства, дугообразные и извивающиеся линии сплавляются в своеобразное целое. Дорогие породы цветного мрамора, пышная лепнина, скульптура и росписи на стенах и потолках...
14. Барокко: живопись (11 июня)
Эпоха барокко расширила круг предметов, изображаемых в живописи, и обогатила этот вид искусства новыми жанрами. Наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали уделять гораздо большее внимание окружающему миру. Живописцы барокко предпочитали тёплые тона и плавные цветовые переходы, без резких контурных линий. Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. Большое внимание уделяли верной передаче поверхности различных материалов. В типичных барочных картинах изображены напряженные сцены. В них много переходящего, мгновенного: неустойчивые позы, резкие движения, эффектные жесты, возведённые к небу и полные слёз глаза призваны были усилить впечатление.
15. Рококо. Погружение (16 июня)
В 20-х гг. XVIII столетия при французском дворе зародился стиль рококо, который просуществовал около полувека; стиль этот вырос из барокко, но был более легким и игривым. Название стиля произошло от французского слова «rocaille», которое означает модные тогда садовые украшения из камушков и раковин, а также сами раковины. Стиль рококо господствовал в оформлении внутренних помещений, принес новые веяния в проектирование парков. В противоположность симметричному и регулярному парку эпохи барокко, который называют французским, возник подражающий живой природе парк с извилистыми дорожками и как бы случайно разбросанными купами деревьев, так называемый английский парк. В живописи предпочтением пользовались светлые тона — розовые, голубые, вибрирующий свет, таинственные пейзажные фоны; наряду с масляными красками часто пользовались пастелью. Особенно часто в картинах рококо изображали пастухов и пастушек, но это не были изображения людей из народа, а условные пастушеские сцены, разыгранные переодетыми аристократами.