Пастель находится на грани живописи и рисунка, ей можно проводить тонкие линии, штрихи, накладывать цветовые пятна, работать сухой и мокрой кистью, создавать полноценные живописные полотна и графические листы. Для этого необходимо правильно подобрать пастель — она бывает сухая и мягкая. Сухая реже ломается, так как содержит много связующего вещества и ей можно штриховать; мягкая оставляет мягкий широкий след, ее легко смешивать, растирать, создавать различные эффекты. При обработке паром она становится похожа на краску, легко двигается.
Для рисования пастелью нужна специальная поверхность, способная удерживать частички материала: шероховатая, ворсистая. Существует огромное количество видов бумаги, чаще всего она тонированая (хитрость — можно покрасить фактурную акварельную бумагу чаем, кофе, акварелью, и у вас получиться готовая поверхность). Можно использовать картон, предварительно ошкуренный мелкой наждачкой. Кстати, на мелкой наждачной бумаге тоже можно рисовать, сейчас есть специальные разноцветные листы. В эпоху Возрождения рисовали даже на замше! Есть специальные пастельные доски, состоящие из мелких частичек пробки, бархатная бумага.
Пастель легко править на любом этапе работы, она легко снимается резинкой, жесткой кистью или лезвием бритвы, чем хороша для новичков. На примере пастели можно поучиться смешивать цвета и подбирать колорит. Пастель обладает свойством очень хорошо передавать материальность предмета: металл, стекло, мех, кружево. Особой популярностью пользуются пастельные портреты, быстрые в исполнении: в 18 веке они заменяли фотографии, такой точности исполнения можно достичь.
На мастер-классе мы будем рисовать пейзаж, копию работы художника Джона Вилсона: разберем принципы световоздушной перспективы, смешения цветов, поучимся создавать фактуры, послойно накладывать пастель и закреплять слои, попробуем работать на подложках из гуаши, растирать кистью и дорабатывать мелкие детали. Научимся смело работать с живописными пятнами, растирать и накладывать штрихи, выбирать бумагу, цвет подложки, составлять колорит.